Эту музыкальную картину посмотрели 17, 1 млн зрителей — и она вошла в
число пятнадцати самых кассовых в 1983 году. А частый показ по ТВ как
бы подтверждает популярность, хотя фильму «Мы из джаза» чуть вредит то,
что он разошелся на отдельные концертные номера и эффектные шутки.
История создания джаз-банда в 20-е годы в Советской России
действительно занимательна и забавна. «Мы из джаза» — это как бы
«Веселые ребята» 80-х годов, уже избавленные от излишней
заидеологизированности, не без юмора отражая перипетии четырех
музыкантов, которые вынуждены доказывать в социалистическую эпоху право
на то, чтобы играть музыку, нравящуюся по-настоящему, вне зависимости
от ее национального происхождения. Сам Шахназаров по возрасту не
принадлежит даже к поколению джаз-менов и стиляг 50-х (своеобразным
гимном во славу которых является «Взрослая дочь молодого человека»), но
учился в старших классах школы в тот момент, когда во всем мире
господствовали «Битлз», не очень-то поощряемые у нас. Поэтому в его
вроде бы безобидной, не такой едко ироничной ленте, как предшествующие
«Добряки» или более поздний «Город Зеро», содержится определенная
рефлексия по поводу свободы творческой личности в обществе. Любопытно,
что «Мы из джаза» и по времени создания, и по перекличке авторов из
одного послевоенного поколения, и по ряду художественных соображений на
самом деле соотносится с польскими фильмами начала 80-х — «Был джаз»
Феликса Фалька, «Yesterday» Радослава Пивоварского, «Баритон» Януша
Заорского. И знаменательно, что 4 года спустя на одном Московском
(первом «перестроечном») кинофестивале сошлись «Курьер» Карена
Шахназарова и «Герой года» Феликса Фалька, с легкой руки председателя
жюри, американского актера Роберта Де Ниро (тоже любителя джаза,
сыгравшего саксофониста в картине «Нью-Йорк, Нью-Йорк»), разделивших
между собой специальные премии.